Гимнастика для глаз.
Хорошее зрение для ребенка, познающего мир, просто необходимо. Нарушения зрительных функций, если они не корректируются, мешают малышу развиваться и учиться.
Как же можно предотвратить ухудшение зрения у малыша?
Обязательно следите за осанкой ребенка. Ведь если ребенок сидит с «кривой» спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением.
Любая двигательная активность помогает глазкам малыша лучше работать. Пусть ребенок больше бегает, прыгает, играет в подвижные игры.
Не допускайте, чтобы ребенок подолгу, не отрываясь, сидел перед телевизором или компьютером. При этом помните, что сидеть перед экраном лучше всего не сбоку, а прямо напротив. Нельзя также смотреть телевизор в темной комнате, так как глаз вынужден будет постоянно менять фокус и напрягаться, адаптируясь к свету.
Защищайте глаза от солнца. Детские глаза больше подвержены вредному воздействию ультрафиолета. Прозрачный хрусталик ребенка, не достигшего 10-летнего возраста, пропускает свыше 75% УФИ, в то время как хрусталик 30-летнего человека только 10%.
Регулярно проводите с ребенком гимнастику для глаз. Превратите это в ежедневную увлекательную игру:
· быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно 5 секунд;
· крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль;
· вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо, вверх-вниз;
в среднем темпе сделать 3-4 круговые движения глазами вправо, затем влево. Можно нарисовать несколько кругов разного цвета и расположить на плоскости. Вы называете цвет, а ребенок "прыгает" взглядом по кругам;
· сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и потом наоборот;
· повесить на стену лист бумаги с горизонтально нарисованной восьмёркой и совершать движения по её контуру последовательно в обе стороны.
На что нужно обращать внимание, чтобы выявить глазную патологию?
У ребенка возможная близорукость, если он...
• рассматривает картинки, поднося их очень близко к лицу;
• на прогулке с трудом узнаёт удалённые детали объектов, которыевблизи легко различает.
На возможную дальнозоркость могут указывать следующее:
• быстрая утомляемость при работе с мелкими предметами;
• желание малыша при чтении, игре отодвигать от себя тексты, мелкиеигрушки.
О возможном астигматизме сигналят:
• неправильная поза ребёнка при работе за столом, сильный наклон головы;
• неправильное положение листа бумаги при рисовании (слишком сильный наклон бумаги);
• сложности, возникающие у малыша при выполнении следующих заданий:провести прямую линию, нарисовать квадрат или круг.
В детстве зрение еще только формируется, поэтому именно в это время легче всего справиться с большинством заболеваний зрительной системы, не прибегая к хирургическому вмешательству. Однако
для этого необходимо своевременно обращаться к врачу офтальмологу для диагностики и лечения.
сосудосуживающих капель (нафтизин, галазолин, санорин).
Лучше предварительно проконсультируйтесь с врачом
Ребенок
и сверстники.
Общение со сверстниками чрезвычайно важно для физического и умственного развития ребенка. Уже к 2-3 годам ребенок ощущает себя как личность, а к 4-5 годам чувствует себя элементом социальной структуры общества и вступает в разнообразные формы общения со сверстниками.
Старайтесь, чтобы ваш ребенок был задействован в как можно большем количестве, выражаясь языком психологов, «малых групп»: не только детский сад, а еще, например, фигурное катание, художественный кружок, музыкальная школа и т.п. Это не только
поможет ему гармонично развиваться. Учеными замечено, что успех в одном роде деятельности может неожиданно помочь обрести уверенность в другом, занять более высокое положение в детском социуме.
Одновременно с инстинктом социальным, с потребностью жить в обществе ребенок осознает свое «Я». Ребенку надо внушить мысль о том, что он имеет право на уважение к себе, и одновременно привить чувство ответственности перед коллективом. Однако все это должно быть сделано в деликатной форме, чтобы не утратить доверительных отношений с сыном или дочерью.
Необходимо помочь ребенку в правильной самооценке. Не нужно излишнего тщеславия ни в чем: ни в успехах, ни в одежде, ни в обладании игрушками. Вместе с тем не должно быть робости и неуверенности и у самих родителей, поскольку это « заразительно» для ребенка.
Ссоры между детьми происходят по разным причинам: не поделили игрушки, кто-то хочет первым съехать с горки, просто оскорбили друг друга словами...
Каждый случай требует очень внимательного разбора. У детей своя логика, с нашей, взрослой, логикой там делать нечего.
Если взрослый обрушится на ребенка с постановлениями, что драться нельзя, что тот, кто ссорится, плохой, то он ничего не достигнет, кроме того, что ребенок замкнется в себе, и доверительные отношения будут, нарушены.
Иногда родители просто не знают, что делать.
Вообще-то так называемая фаза упрямства начинается примерно с трех лет. Однако у детей и до этого случаются приступы ярости - здесь нет ничего необычного. Натыкаясь на установленные взрослыми границы, малыши часто испытывают чувство бессилия и реагируют плачем и криками. Маленькие дети еще не могут аргументировать свои просьбы, а опыт у малышей слишком ограниченный, чтобы находить какое-нибудь альтернативное решение проблемы. Таким образом, им не остался ничего другого, кроме как реветь. Эта реакция
нисколько не злонамеренная и не направлена против матери.
Зато малыши очень наблюдательны: обнаружив, что им удается каким-либо образом настоять на своем, они в дальнейшем постоянно обращаются к удачному на их взгляд «приему» -истерике.
Если ребенок никак не успокаивается, не старайтесь его уговаривать, а дайте покричать. Дома можете уйти в другую комнату. Уносить ребенка при таких приступах в детскую - не лучший выход, тогда эта комната со временем будет восприниматься как штрафное помещение.
Чтобы избавить ребенка от чувства бессилия, следует чаще вовлекать его в принятие решений по понятным ему вопросам. К примеру, спрашивать: какого сока хочешь — апельсинового или яблочного? Будем гулять во дворе или пойдем в парк?
1. Многие считают, что ребёнка надо одевать теплее.
Дети, которых кутают, увы, чаще болеют. Движения сами
по себе согревают организм, и помощь «ста одёжек» излишняя.
В организме нарушается теплообмен, и в результате ребёнок
перегревается. Тогда достаточно даже легкого сквозняка, чтобы
простыть.
2. Многие считают: чтобы удерживать тепло, одежда должна плотно
прилегать к телу.
Самое надёжное средство от холода - воздух. Оказывается, чтобы
лучше защищаться от низкой температуры, надо создать вокруг
тела воздушную прослойку. Для этого подойдёт тёплая, но достаточно просторная одежда. Что надеть под куртку или шубу? Сначала майку или футболку из хлопка, который хорошо впитывает пот, потом пуловер или шерстяной свитер, свободный, неплотно прилегающий на шее и запястьях. На ноги – шерстяные носки и тёплые ботинки на меху или сапожки, но не тесные, а такие, чтобы большой палец ноги мог легко двигаться внутри.
3. Многие считают, что зимой вполне достаточно погулять часок.
На этот счёт нет строгих правил. Всё зависит от закалённости ребёнка и уличной температуры. Смело гуляйте с
ребёнком до четырёх часов ежедневно. Опасные «спутники» зимнего воздуха - высокая влажность и ветер. Дети лучше переносят холод,
если их покормить перед прогулкой -особенное тепло дает пища, богатая углеводами и жирами. Поэтому лучше выйти погулять сразу после еды.
4.Многие считают - беда, если у ребёнка замёрзнут уши.
В сильный мороз, боясь отита, мамы и бабушки используют целый арсенал, состоящий из платочков, шапок-ушанок, шапок-шлемов. Однако если у ребёнка воспаление ушей, это вовсе не значит, что переохладились именно они.
Анатомическое строение детского уха таково, что просвет евстахиевых труб гораздо шире, чем у взрослого. Даже, при лёгком
насморке жидкие выделения из носа через носоглотку легко туда
затекают, неся с собой инфекцию. Чаще всего именно из-за этого
возникают отиты, а не из-за того, что «застудили» уши.
Позаботьтесь поплотнее закрыть шею и затылок ребёнка - именно здесь происходит наибольшая потеря тепла. А уши надо закалять с самого рождения - не надевать слишком плотно прилегающие многочисленные платочки и шапочки.
5.Многие считают, что раз ребёнок замёрз, нужно как
можно быстрее согреть его.
Это и верно, и неверно. Согреть нужно, но не в «пожарном порядке». Например, если положить замёрзшие пальчики ребёнка на батарею центрального отопления или подставить их под струю горячей воды - беды не миновать. Резкий контраст температур может вызвать сильную боль в переохлаждённом участке тела или, хуже того, нарушение работы сердца! Чтобы согреть малыша, прежде всего, переоденьте его в тёплое сухое бельё, положите в кровать и укройте одеялом. Обычной комнатной температуры вполне достаточно. Если ребёнок озяб, можно предложить ему негорячую ванну - пусть поплавает, порезвится.
6.Многие считают, что простуженный ребёнок не должен гулять.
Если температура у малыша не повышена, прогулки нужны обязательно! Держать больного ребёнка неделями в квартире - не лучший выход. Наверное, Вы замечали, что на свежем воздухе даже насморк как будто отступает, нос прочищается, начинает дышать. Ничего, если будет и морозец. Следите, чтобы ребёнок не дышал ртом, чтобы его не продуло ветром, и он не вспотел. Не позволяйте ему много двигаться: ни к чему пока беготня или катание с горки. Гуляйте «за ручку» - чинно и благородно, как говаривали в старину.
Родителям на заметку.
Почти всеми гигиеническими навыками и привычками человек овладевает в дошкольном возрасте.
Ребенка надо приучать содержать своё тело в чистоте. Не реже одного раза в неделю ребенка нужно купать. Своевременно менять нательное бельё. Загрязненное бельё теряет воздухопроницаемость, кроме того, на нём могут длительное время сохранять жизнеспособность болезнетворные микробы, и поэтому оно может стать источником различных заболеваний.
Перед сном приучайте ребенка мыть ноги. Так закрепиться привычка не ложиться в постель с грязными ногами.
Каждый ребенок должен усвоить правило – пользоваться только своими личными вещами: полотенцем, расческой, носовым платком, зубной щеткой.
Привычка ухаживать за зубами начинает складываться уже на третьем году жизни, когда малыш учиться полоскать рот утром и перед сном.
С трех лет приучайте детей пользоваться зубной щеткой, сначала без пасты, а потом чистить зубы с пастой.
Чистить зубы достаточно один раз в день - утром, вечером можно только прополоскать рот или дать ребенку морковку, репу, яблоко.
Это хорошо очищает зубы.
Уход за зубами включает привычку регулярно посещать зубного врача.
Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями.
Современные родители, прочитавшие множество книг по психологии, начинают готовить своего ребенка к приходу в ясли задолго до этого события. С ребенком гуляют во дворе, чтобы развить навыки общения, приглашают к нему в гости сверстников, рассказывают, как хорошо живут ребята в детском саду. И малыш на вопрос взрослых, хочет ли он пойти в детский сад, с радостью улыбается и кивает.
Но когда ребенок оказывается в незнакомой обстановке, когда он видит, что мама собирается уйти, что его окружают чужие тети и дети трогают и рассматривают его, он приходит в отчаяние, следствием которого могут стать просто слезы или истерика.
Уважаемые родители!
Если ваш ребенок все ещё с трудом расстается с вами по утрам и испытывает отрицательные эмоции, предлагаем несколько советов, которые помогут наиболее безболезненно оставлять малыша утром в группе:
· Скажите ребенку уверенным и доброжелательным тоном, что вам пора идти.
· Поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите не задерживаясь.
· Продемонстрируйте свою уверенность в воспитателе, обратившись к нему с такими, например, словами: Вижу, у вас сегодня ожидается веселый день».
· Попрощавшись, уходите не оборачиваясь.
К счастью не все дети тяжело переживают новый этап в своей жизни. Воспитатели и психологи отмечают, что легче всего адаптируются дети из многодетных семей (так как уже усвоили, что не только они являются центром внимания взрослых). Дети из семей, в которых ребенок является равноправным партнером по общению с мамой и папой, с которого могут и спросить, а не игрушкой, не помехой для них, не образцом
педагогического эксперимента.
Но если все же ребенок плачет при расставании с мамой по утрам, проанализируйте, так ли переживает малыш, если его приводит в детский сад не мама, а папа или другой член семьи. И если ребенок чувствует себя спокойнее и увереннее с другим членом семьи, разумнее приводить малыша, в период адаптации именно ему.
Уважаемые родители!
Если ваш ребенок все ещё с трудом расстается с вами по утрам и испытывает отрицательные эмоции, предлагаем несколько советов, которые помогут наиболее безболезненно оставлять малыша утром в группе:
· Скажите ребенку уверенным и доброжелательным тоном, что вам пора идти.
· Поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите не задерживаясь.
· Продемонстрируйте свою уверенность в воспитателе, обратившись к нему с такими, например, словами: Вижу, у вас сегодня ожидается веселый день».
· Попрощавшись, уходите не оборачиваясь.
Уже через несколько дней эмоциональное напряжение во время утренних расставаний с ребенком снизится.
Возраст «Почемучки»
Что хочет услышать в ответ ребенок, который спрашивает: "Куда едут машины?", "Где живут микробы?", "Почему зима?" или: "Что такое развод?" Чаще всего это вопросы возникают, когда малыш пытается понять связь между разными вещами и событиями, начинает понимать, что все, происходящее вокруг, не случайно.
Ребенок достигает возраста "почемучки", и у родителей начинаются тяжелые времена. Ответить на все вопросы необходимо. Но как сделать это грамотно: так, чтобы не запутать малыша еще больше? Ведь взрослые знают столько всего про машины, микробы, погоду и разводы, и не только с научной или юридической точек зрения, но и из собственного жизненного опыта. Однако малыш, которому едва исполнилось четыре года, вовсе не нуждается в сложных объяснениях. Ему нужны понятные, доступные слова, а не перегруженный сложными терминами ответ. Из длинной подробной лекции о микробах, двигателях и физиологии ребенок сможет выделить два-три важных для него момента и связать их между собой. Но все же не усложняйте свой ответ длинными техническими подробностями, которые ребенок не сможет понять, поскольку еще слишком мал для этого...
Словесная дуэль.
"Почемучесть" ребенка распространяется и на ситуации, которые изначально не должны были вызывать долгого обсуждения. Например, во время завтрака вы говорите малышу, чтобы он не трогал чайник. И слышите в ответ: "Почему?" Любопытно, что в этот момент его меньше всего интересует чайник и горячая вода, просто так он пытается понять, чем обоснованы ваши ограничения, старается еще раз разобраться в правильности запретов, а заодно и убедиться в компетентности взрослого.
"Почему нельзя трогать провода? Почему надо ложиться спать? Почему нельзя взять еще одну шоколадку? Почему надо идти к доктору?" - все эти вопросы задаются не столько для того, чтобы выяснить причину запретов, сколько с целью еще раз уточнить права взрослого и ребенка. За этими совершенно разными вопросами стоит один общий, очень важный для ребенка вопрос: "Почему я должен вас слушаться? Почему вы все время говорите мне, что нужно делать, а чего делать нельзя?" Конечно, в ответ взрослый может показать силу и власть старшего, ответив: "Ты должен, потому что я так сказал". Однако такой ответ произведет впечатление один или два раза, а потом вам придется подтверждать свою власть, наращивая силу голоса и увеличивая количество сказанных слов. Гораздо лучше построить свой ответ так, чтобы малыш понял, что провода нельзя трогать ни в коем случае, и это правило едино для всех, что ночью спать надо всем (и взрослым и детям), чтобы быть здоровыми и сильными.
Сверим наши планы...
Обычно на смену бесконечной череды "почему?" приходят новые вопросы, которые можно объединить в группу "А что если...". Причем чаще всего ответ ребенок хорошо знает, потому что уже пробовал проверить, что будет, если... Ребенок спрашивает себя и окружающих, что будет, если сделать что-нибудь не так. Например, что скажет папа, увидев деловые бумаги разложенными по полу? Малыш ждет возгласа "ай-ай-ай" или другого традиционного проявления недовольства. Получив ожидаемую реакцию, малыш подтверждает правильность своих предположений. "А если не убирать игрушки? Или поставить стул на стол и сверху еще табуретку?" Ребенок сверяет свой вариант с вашим и убеждается в правильности своих предположений, если ответы совпадают. Что, в свою очередь, делает его более уверенным в собственной компетентности: "Я так и знал, что все упадет!"