Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"


«Создание развивающей среды ДОУ в условиях реализации ФГТ» (Самоанализ)

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №117»

муниципального образования города Братска

 

 

 

 

 

 

 

«Создание развивающей среды ДОУ в условиях реализации ФГТ»

(Самоанализ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Образовательная система выполняет жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта.

Важнейшим условием такого развития является способность каждого члена общества к творческой деятельности, результаты которой и лежат в основе процессов обогащения, трансформации и развития социального опыта человечества.

Дошкольное обучение «выращивает» в ребёнке творческие способности и потребности в творчестве; ориентирует ребёнка на самоопределение и самоактуализацию, она поддерживает в ребёнке всё то, что связано с личностным развитием.

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости.

В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда в которой проходит воспитательный процесс.

 

 

Развивающая среда Муниципального  бюджетного дошкольного учреждения  №117,  соответствует поставленным целям и задачам работы. Все компоненты включают оптимальные условия для полноценного физического, познавательного, социального и художественно-эстетического развития детей.

Организуя предметную среду в групповых помещениях, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги  учитывают всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоциональной сферы. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем руководствуются  педагоги в своей профессиональной деятельности.

Приоритетное направление деятельности ДОУ: физкультурно-оздоровительное.

Одна из основных задач дошкольного учреждения является охрана жизни и укрепление здоровья воспитанников.

 - Физкультурный зал оборудован современным спортивным оборудованием. (См. приложение №1)

В ДОУ так же имеется комната закаливания,комната психологической разгрузки   (См.приложение №1)

• Задача по охране жизни и здоровья детей, сохранению и укреплению физического развития каждого воспитанника проходит в 2 направлениях:

 - оздоровительно-медицинское:

Оздоровительно-медицинская работа предусматривает направления профилактическое, организационное: сбалансированное питание, прививки, витаминизация рациона питания, гимнастика.

- физкультурно-оздоровительное:

Физическое воспитание осуществляет по направлениям:

 физическая культура

традиционное:

 • занятия во всех возрастных группах

• утренняя гимнастика

 • ритмическая гимнастика

• подвижные игры  и спортивные упражнения

• спортивные праздники, развлечения,досуги.

нетрадиционное:

• интегрированные занятия

 • тренировки

• имитационно-театрализованные

• занятия на спортивном комплексе и на тренажерах

 

В октябре-ноябре 2011г. в ДОУ  для педагогов прошел постоянно-действующий семинар по теме: «Предметно-развивающая среда ДОУ с учетом ФГТ»  (см. Приложение №2)

Обновление предметно-развивающей среды.

Предметно-развивающая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, период обучения и реализуемой педагогами программы. Лёгкая мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять игровое пространство. Важно помнить, что ребёнок не «пребывает» в среде, а преодолевает, «перерастает» её, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту.

Педагоги работают по тематическим неделям, в соответствии с этим и меняется среда в группе ( книги, игры, пособия и т.д) см. приложение №10

 

Младший дошкольный возраст.

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.

При создании развивающего пространства в групповых  помещенияхучитывается  ведущая  роль игровой деятельности в развитии дошкольников. Все это обеспечивает  эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Средний дошкольный возраст.

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Важно наладить разумный двигательный режим, создание  условия для организации разнообразных подвижных игр, игровых заданий, музыкально-ритмических упражнений. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Важной задачей укрепления и умножения здоровья ребёнка является организация здорового образа жизни, что предполагает удовлетворение важнейших жизненных потребностей ребёнка, создание условий для его полноценной жизнедеятельности, правильного режима активности и отдыха. Пятилетние дошкольники интенсивно растут, поэтому в ДОУ осуществляется контроль за соответствием высоты мебели росту детей.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Предусмотрено  место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать, это могут быть уголки уединения, уголки психологической разгрузки.

Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам,секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д.

Педагоги в  группах организуют:

·        центр игры (см. приложение №3)

·        центр искусства и творчества (см. приложение №4)

·        центр грамотности, включающий в себя книжный уголок и все игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма (см. приложение №5)

·        центр науки (познания) куда входят уголок природы, место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами (см. приложение №6)

·        центр строительно-конструктивных игр, центр математики игротека(см приложение №7)

·        физкультурно-оздоровительный центр (см. приложение №8)

·        центры развития моторики и сенсорного развития(см. приложение №9)

Заключение.

Таким образом развитие ребёнка совершается в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогами в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Вокруг ребёнка создаётся специальная  развивающая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно.

В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания.

«Если Вы отвели ребёнку место, обеспечили предметами и игрушками,

о развитии своего мышления он позаботится сам.

Он – экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента (себя), когда таковой ему потребуется.

Что он будет делать с этим оборудованием – это уже его забота. Как любому учёному, ему нужна в его научной работе   независимость».

П.Лич

 

 


Официальный сайт 
Министерства образования и науки Российской Федерации:
 
minobr_gerb.png (52×57)

Федеральный портал "Российское образование":
logo.jpg (316×109)

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам":
Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
title.gif (202×104) width="200"

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов:
top1.jpg (111×171)

Портал "Образование ПРИАНГАРЬЯ"
edu38.png