Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Самообследование, декабрь 2013 г.

Самообследование МБДОУ «ДСОВ №117»

на предмет оценки готовности к введению с 01.01.2014г. ФГОС  ДО.

 

          Данное самообследование проведено с целью оценки условий МБДОУ «ДСОВ №117» (далее ДОУ) с учетом требований Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (далее ФГОС).

         Внутри ДОУ была организованна  методическая работа,    направленная на   изучение  сущности и специфики ФГТ, анализ и структурирование образовательной программы, реализуемой в учреждении в соответствии с комплексно – тематическим планированием  и организацию образовательной деятельности с детьми в соответствии с ФГТ.

         В 2010 – 2013гг. ДОУ работало по основной общеобразовательной программе дошкольного образования (ООП ДО) с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей в соответствии с федеральными государственными требованиями (письмо Министерства Образования и науки РФ от 22.07.2010г. № 03-13 «О примерной ООП ДО»).

         В результате можно отметить, что в рамках реализации Программы все педагоги ДОУ перешли на комплексно – тематическое планирование в соответствии с новыми требованиями.

         Данная программа  обеспечивает всестороннее развитие ребенка в дошкольный период через соответствующую его возрастным особенностям окружающую среду, подготовку к школе.

         Со вступлением в силу Приказа Министерства Образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» на Совете Педагогов № 2 от 4.12.2013г. принято решение о создании рабочей группы по разработке ООП ДО в соответствии с требованиями ФГОС.

         Качество образовательной деятельности зависит от системы управления ДОУ, от кадрового обеспечения. В ДОУ функционирует оптимальная организационная структура управления, в центре которой ребенок (схема прилагается). Данная структура охватывает все аспекты контроля за воспитательно-образовательным процессом, вовлекает  коллектив, сотрудников, родителей, социум в управление качеством образовательной деятельности.

         Органами самоуправления ДОУ являются:

·        общее собрание коллектива ДОУ;

·        общее родительское собрание;

·        родительский комитет;

·        совет Педагогов;

         На общем родительском собрании от 28.11.2013г., вниманию родителей была представлена презентация о переходе деятельности ДОУ в рамках ФГОС.

         На протяжении  многих лет в ДОУ работает стабильный творческий коллектив единомышленников. Укомплектованность штатами составляла 100%. На конец 2013 г.  – 92%, воспитатели  - 90% (2 вакансии); младшие воспитатели – 82% (3 вакансии).

Результат реализации образовательной программы во многом зависит от качества профессионального состава педагогического персонала.

         Педагогический коллектив состоит из 27 педагогов, среди них:

·                    заведующий – 1;

·                    зам.зав. по ВМР -– 1;

·                    педагогический персонал – 25;

·                    воспитатели – 20;

·                    педагог-психолог – 1;

·                    педагог дополнительного образования - 1;

·                    музыкальный руководитель – 2;

·                    инструктор физического воспитания – 1.

         В конце 2012-2013 уч. г. уволились воспитатели Ефремова М.А. – высшее не педагогическое образование (нашла работу по профилю); Нефедова И.В. – высшее педагогическое образование (уволилась в связи с поступлением ребенка в первый класс).

        Вывод: по укомплектованности штатов работа с центром занятости, подготовка внутренних резервов (2 младших воспитателя поступили в Братский педагогический колледж №1)

Характеристика квалификационных критериев педагогов

(в процентном и количественном соотношении)

·                   высшая категория – 1педагогов, 4% (зам. зав. по ВМР Фощан Ю.Н.);

·                   первая категория –6 педагогов, 22 % (Зингаева Е.Д., Харитонова Т.Б., Бочарова Е.В., Толстикова С.А., Метляева Л.А., Красноборова Т.Н.);

·                   вторая категория – 11 педагогов,  41%;

·                   без категории – 9 педагога, 33% (Полянская Т.В., Носенко Н.В., Елизова М.А., Дерунова О.В., Шелепова В.В., Курсова К.В., Побойкина Е.В., Бредунова Л.Е, Федорова О.В.).

                                                                                                                           

Перспектива: Побойкина Е.В., Федорова О.В. , Кипрушина Ю.В. – аттестация на первую квалификационную категорию, а остальные педагоги: Елизова М.А, Дерунова О.В., Полянская Т.В, Шелепова В.В.,  Носенко Н.В., Курсова К.В., Бредунова Л.Е. – на соответствие занимаемой должности.

Характеристика уровней образования

(в процентном и количественном соотношении)

·                   высшее педагогическое – 7 человек, 26 %;

·                   незаконченное высшее – 1 человека, 4%;

·                   среднее – специальное  - 18 человек, 66%.

·                   высшее не педагогическое 1человек - 4%

                 

Перспектива:  мотивировать следующих педагогов, Побойкина Е.В., Ветренко Д.И, Павловская С.Ф., Толстикова С.А. на поступление в высшее учебное заведение.

Возрастная характеристика педагогического состава

(в процентном и количественном соотношении)

·                   20-30 лет – 1  педагогов, 4%;

·                   30-40 лет – 18 педагогов, 66%;

·                   40-50 лет –4  педагогов, 15%;

·                   50 и более лет – 4  педагогов, 15%.

                                      Перспектива: сотрудничество с Братским Педагогическим коледжом №1 (МБДОУ №117 является базой для педагогической практики студентов дошкольного отделения), мотивировать молодых сотрудников ДОУ (младших воспитателей) на поступление в БПК №1. (поступили на первый курс: Бредунова О.И., Лаппо Е.В.)

Наличие отраслевых наград

·                   нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ»- 1 (Заведующий Метляева  Л.А.);

·                   грамота министерства образования и науки РФ – 3 (Бредунова Л.Е., Павловская А.В., Пивинская Л.В.);

·                   благодарность министерства образования Иркутской области– 1 (Полянская Т.В.).

        Перспектива: подготовка документов на награждение грамотой министерства образования и науки РФ, воспитателю Полянской Т.В.

Анализ результатов повышения квалификации педагогов.

         Уровень повышения квалификации педагогов МБДОУ показал, что все воспитатели обучаются и повышают свой профессиональный уровень на различных дистанционных, модульных, очных курсах.

         В последнее время уровень активности педагогов в рамках повышения своей квалификации значительно вырос. В 2012-13 учебном году доля педагогов прошедших курсовую подготовку от общего числа воспитателей составил 77%.

         Воспитатели Шелепова В.В. , Шугарева Т.А.  прошли  на  курсы повышения квалификации на базе БПК ( 14.10.2013-28.10.2013)

По теме: «Психолого-педагогические основы  образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГТ (ФГОС) 144ч.

         Воспитатели :Бредуновой  Л.Е.,  Коротковой Е.А., Кощеевой Л.И прошли курсы  в БПК  в ноябрь 2013г.

По теме: « Социально-личностное развитие ребенка в педагогическом процессе ДОУ в соответствии с ФГТ (ФГОС) »

Воспитатели: Ветренко Д.И., Худякова З.В., Елизова М.А.  записаны на курсы в БПК на январь 2014г.

По теме: «Художественно-эстетическое образование детей в соответствии с ФГТ»

         Итого: к концу 2013 года проучилось 24 педагогова – 88%. Для 100%-го прохождения педагогами курсов повышения квалификации следует повысить квалификацию воспитателю Худяковой З.В., Елизова М.А., Ветренко Д.И.

- аттестация педагогических кадров: в 2012-2013 уч.г. прошли аттестацию 2 педагога: 1 педагог подтвердил первую квалификационную категорию Харитонова Т.Б.( музыкальный руководитель), 1 – аттестован на первую. ( Толстикова С.А. воспитатель)

Аттестуемые в учебном году педагоги ДОУ презентовали свой педагогический опыт через следующие формы:

§     мастер-классы;

§     открытые педагогические мероприятия;

§     творческие отчёты.

в 2013-2014г.1 педагог подтверждает первую квалификационную категорию  Зингаева Е.Д..( музыкальный руководитель).

Воспитатель Полянская Т.В. ,Тришкина Л.П., Павловская С.Ф., пройдут процедуру на соответствие занимаемой должности.

Переход к ФГТ и ФГОС обусловливает необходимость постоянного обновления профессиональных знаний, в повышении квалификации не только на курсах, но и в межкурсовой период, в системе методической работы в образовательном учреждении и в самообразовании для овладения новыми профессиональными умениями и качествами.

Вывод:

Анализируя психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешную работу, можно отметить, что в педагогическом коллективе ДОУ создан хороший психологический микроклимат, а также доброжелательные отношения между администрацией, коллегами, родителями и детьми. В основу системы методической работы была положена активизация способностей воспитателей к осознанному профессиональному и личностному саморазвитию.

Для совершенствования  методической работы  с педагогами необходимо:

-  изучать и развивать педагогическую компетентность каждого воспитателя необходимую  для создания условия развития детей в соответствии с ФГОС;

- стимулировать творческий потенциал одновременно с формированием навыков самостоятельного анализа собственной педагогической деятельности;

- повышать социально-психологическую культуру воспитателей;

- мотивировать педагогических работников на прохождение аттестации с целью повышения квалификации, что приведёт к улучшению качества образования и повышению статуса воспитателя.

В итоге проведённой работы с кадрами мы наблюдаем динамику уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

В текущем учебном году необходимо предусмотреть мероприятия, направленные на сохранение и восстановление  психологического здоровья педагогов, что является  необходимым условием психологического здоровья детей.

Согласно пункту 3.4.1. Приказа № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» изменены должностные инструкции педагогических работников, согласно единого квалификационного справочника должностей работников образования.

95 % педагогических работников владеют информационно-коммуникативными технологиями, 10 педагогов имеют свой персональный сайт на ns.portal, где размещают свои методические разработки, конспекты педагогических мероприятий с детьми и другие материалы. А также обмениваются опытом с другими педагогами.

В 2013 году продолжилось пополнение материально-технической базы ДОУ.

Приобретено: швейная ножная машинка -18000 рублей, промышленный  утюг за 4000, морозильная камера -20000, МФУ-6000руб, цветной струйный принтер-6000, козырек над крыльцом- 8000, электрозадвижка с установкой (бюджетные ассигнования - 120000), заменена посуда во всех группах.

Мебель:  шкаф для одежды в кухонный блок  - 10000, шифоньер в  методический кабинет- 5000, полка для выставочных работ-6000, шкаф для документов в каб. заведующего-6000, шкаф-купе в кастелянную-15000, мебель в кухню 2 мл. группы- 10000, детская мебель  для развивающих центров (4 группы)- 100000 руб.,

Для выступления детей в конкурсах разного уровня (городского, международного, заочного)сшиты детские костюмы: 16 шт. – для танца «Тарантелла» , для спектакля «В лес за чудесами»,   приобретены футболки для танца   « Мы- будущее», для участия в фестивале «Жемчужина Братска» на общую сумму 10000 рублей.

Сшиты комплекты детского постельного белья ( 100шт- на сумму 25000руб)  приобретены комплекты спец.одежды для работников кухонного блока.

Отремонтированы: кабинет педагога-психолога, методический кабинет, кабинет заведующего, веранда 1 подготовительной группы, заменены двери эвакуационных выходов со второго этажа (6 штук), (помощь депутата 13 округа Г.А. Любенкова, благотворительность родителей).

Благодаря спонсорской помощи ООО «Востокнефтепровод» приобретено новое оборудование на кухонном блоке (картофелечистка, 2 электропечи, жарочный шкаф на сумму 175000).

Не смотря на вышеуказанное в ДОУ остается много проблем:

-изношенность канализационных коммуникаций;

- старый линолеум в 10 спальных комнатах,4 группах, приемных.

- установка электроводонагревателей в групповых моечных и на кухонном блоке по требованиям Роспотребнадзора

 -пошив постельного белья, замена мягкого инвентаря (подушек, одеял, матрасов)

- ремонт веранд (пол), малых форм на территории.

-замена капроновых, тюлевых штор на поплиновые шторы или жалюзи (в 2-х группах).

         Большая работа была проведена по созданию предметно – развивающей среды, как в помещениях детского сада, так и на прогулочных участках.  Было  разработано и реализовано несколько крупных общесадовских проектов, направленных на качественное улучшение условий  в группах  для самостоятельной деятельности детей, обеспечивающих возможность наиболее полно  реализовать себя  в разных видах деятельности. Кроме того, постарались задействовать все пространство детского сада для различных центров, так как в одной группе невозможно реализовать все желаемые идеи.

         В результате дети имеют возможность использовать предметно – пространственную развивающую среду не только в своей группе, но и в других группах и помещениях детского сада. Например, в одной группе можно посетить выставку или мини – музей. На  прогулочных участках у детей появилась возможность не только играть в подвижные игры, но и развивать сюжетно – ролевые, что положительно влияет на формирование таких образовательных областей как социализация, коммуникация.

Учебно-воспитательный процесс в ДОУ реализовывался на основе  ООП ДО в соответствии с программой «Детство».

Выбор данной программы обусловлен тем, что содержание программы «Детство» центрировано на ребенке, на создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств.

Особенностями образовательного процесса ДОУ является то, что наш детский сад ориентирован на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком  дошкольного детства. Учебный план нацелен на интеграцию обучения и воспитания и согласно ФГТ состоит из следующих образовательных областей:

·        физическая культура;

·        здоровье;

·        безопасность;

·        социализация;

·        труд;

·        познание;

·        коммуникация;

·        чтение художественной литературы;

·        художественное творчество;

·        музыка.

С января 2014 года согласно ФГОС таких областей будет пять:

·        социально-коммуникативное развитие;

·        познавательное развитие;

·        художественно-эстетическое развитие;

·        физическое развитие

·        речевое развитие.

         Итоговым результатом освоения ООП ДО являются сформированные интегративные качества ребенка.  Каждое качество, представляет собой совокупность признаков, свойств и  позволяет на протяжении всего  периода освоения Программы от 3 до 7 лет формировать его отдельные составляющие – промежуточные результаты освоения программы.

В 2012-2013 уч. гг.  программа выполнена на   88% (оптимальный уровень)

В ДОУ ведётся целенаправленная работа по формированию психологической, интеллектуальной, социальной  готовности ребёнка  к школе, через такие формы   как:

·        специально организованные занятия (групповые, индивидуальные);

·        совместная деятельность воспитателя с детьми (беседы, экскурсии, игры).

Как следствие, у детей развиваются  необходимые для обучения в школе качества личности: активность, любознательность, коммуникативность, способность управлять своим поведением, эмоциональная отзывчивость, которые позволяют выпускникам ДОУ легко адаптироваться к школьной жизни.

Результаты показывают оптимальный уровень усвоения ООП ДО  - 88%.

Также в ДОУ осуществлялся медико-валеологический мониторинг. Численность детей в сравнении за три года показывает снижение списочного состава детей:

·        2011-2012гг. – 272 ребенка.

·        2012-2013 гг. – 260 детей.

·        2013-2014 гг. – 257 детей.

Переполнены группы раннего и младшего дошкольного возраста, заявок на поступление детей в группы среднего и старшего дошкольного  возраста нет.

В группах с режимом кратковременного пребывания уменьшилось количество детей. Это можно объяснить желанием родителей отдавать в детский сад своего ребенка на полный день, а также переполненностью групп раннего возраста. На конец года в режиме кратковременного пребывания – два ребенка, в 2014 году  - четыре ребенка.

Посещаемость за последние три года находится в пределах нормы и составляет 72%, что соответствует уровню городского показателя.

Уровень заболеваемости незначительно повысился в сравнении с прошлыми годами, по причине поступления в детский сад ослабленных детей, но остается ниже городского. Так в 2011 году общегородской показатель составлял 20,7, а у нас в ДОУ 15,1. В 2012 году, городской показатель 20,8, в ДОУ – 16,9.

Работа с родителями

Активизирована была  работа с родителями с целью создания единого пространства детского развития и максимального их вовлечения в образовательный процесс: родительские встречи в группах часто проводятся с показом детской деятельности.  В  детском саду    работают консультативный пункт, Совет отцов. Все активнее родители включаются в реализацию проектов и совместных акций, участвуют в конкурсах. Очень много в детском саду проводится выставок совместных работ по различной тематике.  Вся эта работа способствует повышению уровня психолого - педагогической компетентности взрослых и, как следствие, обогащению детско – родительских отношений.

На собраниях родителей знакомили с новыми требованиям к организации образовательной деятельности в соответствии с федеральными стандартами. Приглашали их на «Неделю педагогического мастерства», чтобы они наглядно увидели, как осуществляется обучение детей в разных видах деятельности. Всем родителям были предложены визитки с реквизитами сайта, где они могут познакомиться с  рекомендациями специалистов, публичным докладом, основной общеобразовательной программой учреждения.

По итогам года анкетирование,  проведенное среди родителей в рамках оценки качества работы ДОУ показало, что 97 % опрошенных родителей высоко оценивают деятельность учреждения. Наиболее высокая оценка дана по следующим показателям:

- подготовка детей к школе,

- высокий профессиональный уровень педагогов,

- хорошие взаимоотношения ребенка  и воспитателя и детей между собой в группе,

- хорошая организация режима,

- хорошее состояние территории для прогулок.

           В целом ДОУ готово к переходу на Федеральный Государственный стандарт Дошкольного образования.      

    В настоящее время заканчивается работа над новым документом – федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Этот документ  представляют собой совокупность трех групп требований – требования к программам в системе дошкольного образования, условиям их реализации   и  результатам освоения.

На основании результатов данного самообследования разработан план дальнейших мероприятий в ДОУ.

План мероприятий по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида№117»

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Ожидаемый результат

1. Организационное обеспечение введения ФГОС

Создание и определение функционала рабочей группы

ноябрь

Заведующий Метляева Л.А.

Разработка ООП ДО согласно ФГОС

Оценка условий ДОУ с учетом требований ФГОС.

Ноябрь-декабрь

Зам. Зав. по ВМР Фощан Ю.Н.

Заведующий Метляева Л.А.

Зам. Зав. по АХР Колесова Т.И.

Проведение самообследования

Анализ соответствия материально-технической базы реализации ООП  действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения.

Ноябрь-декабрь

Заведующий Метляева Л.А.

Зам. Зав. по АХР Колесова Т.И.

Устранение предписаний контролирующих органов Роспотребнадзора (приобретение и установка электроводонагревателей – 11 групп, замена линолеума – 1 группа, замена раковин в моечных – 2 группы, замена настила на верандах – 2 группы)

Анализ обеспечения ДОУ необходимыми, учебными и справочными пособиями для реализации ФГОС

Ноябрь-декабрь

Зам. Зав. по ВМР Фощан Ю.Н.

Пополнение методического кабинета учебными и справочными пособиями для реализации ФГОС.

Комплектование  ДОУ базовыми документами и дополнительными материалами ФГОС.

Октябрь-декабрь

Заведующий Метляева Л.А.

 

2. Нормативное обеспечение введения ФГОС дошкольного образования

Подготовка приказов, локальных актов, регламентирующих введение ФГОС, доведение нормативных документов до сведения всех заинтересованных лиц

Ноябрь-декабрь

Заведующий Метляева Л.А.

Замена должностных инструкций обслуживающему учебно-вспомагательному персоналу согласно единого квалификационного справочника должностей работников образования.

Приведение должностных инструкций работников ОУ в соответствие с требованиями ФГОС

Ноябрь-январь

Заведующий Метляева Л.А.

Делопроизводитель Рябцева О.Е.

Изучение образовательного плана по переходу на ФГОС

Январь

Заведующий Метляева Л.А.

Зам. Зав. по ВМР Фощан Ю.Н.

 

Разработка образовательной программы дошкольного образования, с учетом  требований ФГОС

Ноябрь-декабрь

Рабочая группа

ООП ДО с учетом ФГОС

3.Кадровое и методическое обеспечение перехода на ФГОС

Поэтапная подготовка педагогических работников к введению ФГОС

В течение года (2014-2015гг.)

Заведующий Метляева Л.А.

Зам. Зав. по ВМР Фощан Ю.Н.

Овладение основными компетенциями необходимыми для создания условия развития детей (пункт 3.2.5. ФГОС)

Изучение требований ФГОС к структуре основной образовательной программы ДОУ, к условиям реализации и результатам освоения программ

В течение года

Заведующий Метляева Л.А.

Зам. Зав. по ВМР Фощан Ю.Н.

Изучение в педагогическом коллективе базовых документов ФГОС

В течение года

Заведующий Метляева Л.А.

Зам. Зав. по ВМР Фощан Ю.Н.

Участие в мониторинге результатов поэтапного перехода на ФГОС

В течение года

Все педагоги

Отслеживание результатов внедрения ФГОС

В течение года

Заведующий Метляева Л.А.

Зам. Зав. по ВМР Фощан Ю.Н.

Формирование опыта педагогов

2013-2015 г.г.

 

Изучение и распространение опыта работы педагогов.

4. Информационное обеспечение перехода ДОУ на ФГОС

Организация доступа работников ДОУ  к электронным образовательным ресурсам Интернет.

В течение года

Заведующий Метляева Л.А.

Зам. Зав. по АХР Колесова Т.И.

Наличие беспроводного интернета в ДОУ;

Обеспечение педагогов ДОУ современными техническими средствами.

Информирование родителей воспитанников о подготовке к внедрению ФГОС и результатах их ведения в ДОУ через сайт, информационные стенды, родительские собрания

В течение года

Зам. Зав. по ВМР Фощан Ю.Н.

Педагог-психолог Федорова О.В.

Заинтересованность родителей, активное участие в воспитательо-образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС.

Обеспечение публичной отчетности ДОУ о ходе и результатах введения ФГОС

В течение года

Заведующий Метляева Л.А.

Зам. Зав. по ВМР Фощан Ю.Н.

Педагог-психолог Федорова О.В.