«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
"Чем больше уверенности в движении детской руки,
тем ярче речь ребенка,
Чем больше мастерства в детской руке,
тем ребенок умнее".
В. А. Сухомлинский
Учеными давно доказано, что движения рук находятся в тесной связи с умственным развитием.
Мелкая моторика - это способность мелких мышц пальцев выполнять тонкие координированные движения, главную роль в осуществлении которых, играет скоординированная работа мелких мышц руки и глаза.
Мелкая моторика является компонентом общего двигательного развития, предполагает способность ребенка пальчиками осуществлять какую - либо деятельность (застегивать пуговицы, молнии, зашнуровывать ботинки, лепить, рисовать, писать и т. д.).
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Чтобы развить мелкую моторику рук у ребенка, следует выполнять различные упражнения руками, телом, пальчиками, ладонями.
Такие упражнения можно проводить в виде простейших трудовых действий,
при этом надо учесть, что развивать у ребенка мелкую моторику следует в игровой форме, и обязательно почаще хвалить ребенка.
Какие действия помогут в развитии мелкой моторики у вашего ребенка?
Вот некоторые из них:
vЛепить из пластилина, глины.
vМожно собрать бусы из бусин.
vШнуровать.
vРисовать карандашами, пальчиковыми красками
vУчите ребенка пользоваться ножницами, вырезать.
vДелать различные бумажные поделки.
vУчите пришивать пуговицы, делать петельки, вышивать.
vДелать пальчиковую гимнастику
vДелайте вместе с ребенком массаж пальчиков.
Сейчас учёными-физиологами доказано, что тренировка пальцев стимулирует развитие определённых зон головного мозга, которые, в свою очередь, влияют на развитие речи, умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребенка, формируют у него усидчивость и умение концентрировать внимание.
А развитие мышечной силы пальцев ведущей руки и координация движений обеих рук необходимы для овладения навыками письма.
Слабую руку ребёнка можно и необходимо развивать! Мелкая моторика, умственное развитие, удачное сочетание генов, воспитания и окружающей среды - идеальная основа для развития умственных способностей малыша. Главное - не упустить время!
Многие мамы с этой целью дают своему ребенку перебирать фасоль и горох. В наше время существует великое множество разнообразных пособий и игр для развития мелкой моторики.
Игра "Моя семья".
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья! (поочередное сгибание пальцев, начиная с большого)
Игра "Не плачь, куколка моя"
Не плачь, куколка моя,
Остаешься ты одна.
Не могу с тобой играть,
Нужно мне перестирать:
Твои платья и носки,
Твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет.
Я налью воды чуток,
В таз насыплю порошок.
Пену снежную взобью,
Постираю и пойду.
Пока светит солнышко,
Натяну веревочку.
К ней одежду прикреплю,
Ветерком все посушу.
Поработали вдвоем,
А теперь и отдохнем.
(на первые четыре строчки имитировать укачивание куклы. Затем загибать поочередно пальцы. Далее имитировать движения, описанные в стихотворении. На последние строчки положить ладони на стол)
Задание "Штриховка"
Нарисуйте контурную картинку, например, фрукт, либо овощ и дайте ребенку заштриховать картинку прямыми ровными линиями, не выходя за ее контуры.
Задание "Обведи рисунок"
Нарисуйте контурную картинку и дайте ребенку обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.
Задание "Соедини по точкам"
Нарисуйте контурную картинку пунктирными линиями и дайте ребенку соединить пунктиры(точки) одной сплошной линией, не отрывая карандаш от бумаги.
Задание "Нарисуй такую же картинку"
Нарисуйте любую картинку и дайте ребенку повторить ваш рисунок.
Нарисуйте левую половину картинки и дайте ребенку дорисовать правую половину рисунка.
Задание "Графический диктант"
Ребенку дается следующая инструкция: "Слушай внимательно и проводи линии под диктовку. Одна клеточка вверх, одна клеточка направо, одна клеточка вниз, одна клеточка направо» и т. д.
В нашей группе «Сибирячок» детям предоставлена возможность в играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой свободное от занятий время ,выбрав интересующую их игру, задания, раскраски, мозаику , конструктор, различный материал для творчества и др.
Стимулируйте интерес ребенка к всевозможным поделкам и конструированию. Поощряйте желание экспериментировать с красками, карандашами, пластилином.
Желательно какие-то рисунки ребенка вывешивать на стену, выставлять его поделки. Это свидетельствует о вашей положительной оценке его творческой деятельности и позволяет ему ощущать себя полноправным членом семьи.
Составила воспитатель: Толстикова С.А
Павловская С.Ф